Когда атеисты слышат, что атеизм – это религия, они отвечают, что в таком случае лысый – это цвет волос, а нагота – такой хитрый тип одежды. Предполагается, что атеизм находится в как бы сильной позиции отрицания, и верующие должны оправдываться и обороняться перед ним, ведь сам атеизм неуязвим – у него нет вероучения, которое можно было бы раскритиковать. И пока речь идет о «сферическом атеизме в вакууме», так и есть. Но в реальности мы имеем дело с живыми людьми, которые выдвигают конкретные претензии, в моем случае, к христианству. А для этого нужно от чего-то отталкиваться.
То есть реальный атеизм предполагает какое-то положительное содержание – не просто отказ от веры, но и провозглашение своих представлений о мире, опираясь на которые, можно атаковать идею Бога.
Сегодня я хочу поговорить о тех ребятах, которые становятся как бы в «научную» позу и утверждают, что именно наука сделала христианство интеллектуально несостоятельным, устаревшим и ложным. В основе этой позиции обычно лежит сциентизм. Это философская установка о том, что любое знание должно обретаться научным методом. Проще говоря, выкиньте из головы вообще все, что вы знаете о мире и оставьте только те крохи, которые можно доказать научно.
Вокруг сциентизма формируется Великий Сциентистский Миф. Как и в любом мифе, здесь есть свое противостояние добра и зла: наука, разум, рациональность, цивилизация и просвещение против религии, глупости, дикости и невежества. Сциентизм глубоко присущ нашей культуре. Научность воспринимается почти как синоним «истинности». Напротив, ненаучный, в массовом сознании, означает ложь и неправду.